В жизни любого человека,
независимо от пола, национальности, убеждений и прочего, существует такое
явление, как любовь. Нет нужды говорить, что о ней "немало песен
сложено", что воспето в них огромное количество проявлений оной, и
что на деле любовь всегда оказывается совершенно другой - не такой, как
описано в знакомых песнях. Конечно, чрезмерное изобилие любовной тематики
в произведениях - один из верных признаков попсы. Некоторые любители
эстрады вообще удивляются недостатку лирических песен у отечественных
рок-групп, особенно у "Машины Времени", хотя лично я склонен считать
подобное различие просто бездарностью и неискренностью авторов поп-песен.
Настоящий автор (по-моему) пишет о том, что чувствует и что думает, а для
мужчин тем более характерно довольно много думать о разных вещах помимо
любви, и поэтому у Бориса Борисовича, да и у многих других, песен о любви
не очень много, но они описывают любовь во много раз лучше и точнее,
приближая ее в том числе и к моей жизни. (Чего только стоит старая фраза
"Она использует меня, чтоб заполнить пустые места"
! Простите, это
личное...)
Подобные песни в основном и
были записаны лидером группы "Аквариум" и музыкантами ансамбля "Бэнд",
когда-то игравшими с Бобом Диланом, осенью 1997 года в
Америке. Характерно, что "Аквариума" тогда просто не существовало (уже
во второй раз, после 1991 года), и для концертной поддержки альбома в
России был собран состав под названием "Лилит Блюз Бэнд" уже из русских
музыкантов. Московская презентация альбома состоялась в декабре 1997
года в бывшем кинотеатре "Россия", переименованном по случаю концерта
в киноконцертный зал "Пушкинский" (дабы не путали с одноименным ГЦКЗ). На
разогреве играл находившийся на стадии подъема "Сплин".
Вообще тема любви в
гребенщиковском творческом наследии раскрыта очень ярко и неординарно (как
минимум по сравнению с эстрадой). Грустных песен про несчастную любовь в
принципе нет. (О как я его понимаю! Вот представьте: музыканта бросили, он
написал грустную песню, а потом ее крутят в качестве медляка на
дискотеке, где его вторая половина танцует под нее в обнимку черти с кем).
В старых аквариумовских хитах просвечивают такие вещи, как идеализм,
спокойствие, и вера в единство религиозных и любовных чувств. Я готов до
бесконечности цитировать эти песни! Если бы ты могла меня слышать, мне
было бы легче петь.... Ты прекрасна, как день, но мне надоело обращаться к
тебе на вы... Мы будем ждать, пока не кончится время и встретимся после
конца... Слушая БГ, искренне понимаешь, что лучшая любовь - это не
ухаживания, интрижки, соперничество и прочий напряг, а спокойная, теплая и
прочная жизнь в законном браке, которая окружает Ирину и Бориса уже с
десяток лет. (БГ, конечно, не Киркоров, и о его личной жизни мне мало что
известно. Я только знаю, что для них это не первый брак - Ирина ранее была
замужем за басистом А.Титовым, а прошлые супруги Бориса ушли, приревновав
его к гитаре и бутылке...). "Лилит" явился логическим продолжением этой
темы и, в принципе, стал первым альбомом после периода "древнерусской
тоски" - звучат песни веселее и не по-русски. В оформлении видна
пикантная тема фотографий: БГ с гитарой и губной гармошкой, коротко
подстриженный и в темных очках поет, а слева от него некая девушка
показывает то, что она девушка, i.e. стриптиз. Ее длинные пальчики и
симпатичная ножна несомненно украшают альбом :-)
Если Бы Не Ты. Зажигательная, бодрая утренняя песенка. Электрический бас,
две гитары, веселенькие барабаны и соло на хаммонд-органе
(эта фраза сохранилась из прошлой статьи, но и к этой подойдет). Первая
строка из песни такова: "Когда луна глядит на меня как совесть, кода тошнит от
пошлости своей правоты...." . Первая
строка всегда определяет первое впечатление от альбома, и здесь оно у меня
было как никогда - строка просто сбивает с ног. Кстати, милые мои девушки,
а вы знаете, что у Бога нет денег? А помните,
что нет никакого завтра, есть только сейчас?...
Из Калинина В Тверь. А вы хотели, чтоб прямо так и весь альбом про
любовь. Фигушки! Вам тогда не БГ слушать надо, а мыльные оперы смотреть.
Социальный характер этой изредка появляющейся на Нашем Радио песне
очевиден даже из названия. Если кто не слышал - песня спокойная и с
довольно забавным текстом. А что касается музыки, то БГ никогда не был
великим композитором, и за счет похожести мелодии это песня долго
смешивалась в моем сознании с "Голубым огоньком" (тем более, тут про
поезд, а там есть про дрезину). А еще похожие песни - "Не Пей Вина,
Гертруда" и "Из Сияющей Пустоты", но это не отсюда. Хорошо, что хоть гармошку заменили на рояль и хаммонд
- недостаток музыкального образования автор всегда компенсировал аранжировочной фантазией.
Дарья Дарья. Веселая и зажигательная песня с трубами, про девушку,
встреченную в каком-то городе. Видимо, про журналистку, т.к Дарья
пытается то что-то спросить, то нарисовать его портрет. Дарья, как и любое
существо женского пола - тоже воплощение Великой Матери, хотя Дарья - не
идеал автора, поэтому в конце довольно хорошее прощание. БГ уходит по
траве, а Дарья дальше "заставляет этот курятник сиять".
Советую послушать, что Бог сказал Лазарю,
и что Лазарь ему ответил...
Болота Невы. В отличие от "Черного Пса
Петербурга" Шевчука, в родном городе Бориса "дома лишь фасады, а слова
- пустоцвет". Что ж, у каждого свое... Здесь нет особой любви,
просто "мне выпало жить здесь... в обмороченной тьме". Мне,
слава Богу, выпало жить в 680 километрах юго-восточнее по трассе Е
95. В Питере я был дважды. Первый раз мне было всего 8 лет, но я помню,
что заходил в кафетерий от какого-то ресторана на Невском. Может, это был
Сайгон?...
На Её Стороне. Эта песня нравится мне подсознательно, прямо до оргазма, хотя
умом ее не понять. Дескать, на него гнула спину страна и эпоха, но она
была в шелковом платье и много сильней. Страшновато, не правда ли?
Продолжение соответствующее. "Те кто помнят, те в небе или в
огне". Короче, все, кто там был, как-то померли, остались, только он
и она, причем в конце упали не на землю, а в небо. Вот что значит
- сила на ее стороне!
Тень. Занудная психоделическая вещь, на любителя.
Нет, на самом деле весьма драматический монолог. Очень интересные слова:
"Вокруг меня темнота, она делает, что я прошу". Звучит как некая
загадка, хотя отгадка почему-то в названии. Немного непривычно, что к тени
обращаютя в мужском роде. А музыка ближе к концу кажется менее занудной.
Там, Где Взойдет Луна. Луна - неотъемлемый спутник умиротворения и
спокойствия в системе образов Аквариума. Само название "Аквариум"
обрекло эту рок-группу на исполнение песен, вводящих слушателя в состояние
"фан" и спасающих его измотанную душу. Если вдуматься - то какие еще песни
в принципе нужны? Конечно, некоторые любители чего потяжелее возразят, что
нужны как раз песни противоположного свойства. Что ж, у каждого в жизни
свои запросы, но слово "Рок" уже давно является синонимом не
какой-то особой, а вообще всей качественной и искренней музыки. С третьего
куплета - неожиданный переход к любовной теме. И тут - фраза, самым метким
образом описывающая идеалистское отношение к любви: "Я родился, уже
помня тебя, просто не знал, как тебя звать". Не быть мне
Карасем-Идеалистом, если я не соглашусь... А еще - хрипловатый голос в низкой тональности
тянется весьма и весьма забавно.
Мой Друг Доктор. Любовная лирика. (Ёлы-палы, уже третий кусок из старой
статьи подходит к новой!). Из нее мы узнаем, что если БГ и стоит у кого
под балконом, то он не просто поет серенады, а ждет, пока упадет
балкон. Эта песня была исполнена в программе "Соки-воды" на Нашем Радио,
причем с огромными различиями в тексте. Эволюция... Еще цитата: "Мне
не стать святым, даже если сам Папа растворит меня в святой кислоте".
Так что о пресловутом "культе св. Бориса" говорить рано.
Хилый Закос Под Любовь. Ироничная, сатирическая вещь, чуть ли не спетая
подобно легендарному "Мочалкин Блюзу" - высоким голосом, почти фальцетом. Но нет, не взял старец этих
высот - уже возраст не тот! А ведь действительно беда, когда у
меня из-под носа всякие гопники и мажоры со своими хилыми закосами
и тугими кошельками уводят по-настоящему любимых. Хотя такая сатира всегда заставляет усомниться и еще
раз проверить истинность своих чувств.
Тяжелый Рок. Нет, тяжелый рок как музыкальное
направление тут ни при чем. Просто философская песня, еще раз говорящая о
суетности и даже о некоей спасительной пользе жизненных испытаний, и любви
в том числе. "Но каждый из них зарежет, если только тронуть пальцем его
тоску".
Некоторые Женятся (А Некоторые Так). Тут
практически и говорить нечего - песню все более-менее слышали, название и
строчка "Вместо Роллингов хакеры, вместо Битлов юзера" давно
стали крылатыми словами и цитируются всеми, кому ни лень. Так что, песня
народная и крутая. Соло на рояле в конце, незаметное при прослушивании,
довершает дело. Да, а что значит "бригады ломятся в
церковь, святому место кабак"? Неужели намек на концерт Гарика Сукачева в
Калининграде и жалобы на то, что приходится петь в ночных клубах?
Капитан Белый Снег. Успокоительное после
зажигательного. Даже "руины святые"
здесь выглядят суетой.
По Дороге В Дамаск. Песня памяти Георгия Зяблицева, практически
сливающаяся по настроению с предыдущей. Содержит несколько провокационных
фраз типа "по всей Смоленщине нет кокаина - это временный кризис
сырья". Кончается же эта песня, равно и весь альбом словами:
"До встречи, когда ты придешь в себя". После такого действительно
нужно время прийти в себя - не зря через четыре года Борис
споет "Каждая песня - террористический акт". Кстати, а что
это я в начале так много нес про любовь? Может, название и обложка
подействовали (Лилит по легенде - демон женского рода, первая жена Адама,
породившая от него массу чертей)? Или моя собственная молодость и поиски
правды в любви? А может быть, любовь или даже то великое и тонкое Дао,
которое стоит за ней, проникает во все песни БГ, то становясь неким фоном,
то превращаясь в скрытый ответ на вопросы, и так же проникает во
всю нашу жизнь? В любом случае стоит, стоит, стоит слушать Бориса
Гребенщикова и познавать через его творчество правду любви и жизни. Но
мысль мертва, радость моя, а жизнь жива...
|